История

1991

Фонд социального страхования Российской Федерации был образован постановлением Совета Министров РСФСР и Федерации Независимых Профсоюзов РСФСР «О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся РСФСР» от 25.12. 1990 г. № 600/9-3 и начал работать с 1 января 1991 года. Управление Фондом было возложено на Совет Федерации Независимых Профсоюзов. Это стало первым шагом на пути реорганизации советской модели социального страхования.

«Временное положение о Фонде социального страхования РСФСР» и «Инструкция о порядке начисления, уплаты и расходования средств Фонда социального страхования РСФСР» утверждены постановлением Совета Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) от 29 мая 1991 г. № 4-1. Средства Фонда не включались в состав государственного бюджета, что означало переход к страховым принципам формирования доходной части бюджета Фонда и расходов на выплаты пособий при наступлении страховых случаев.

Организационная структура Фонда была сформирована по территориально-отраслевому признаку. В Фонд социального страхования Российской Федерации вошли следующие исполнительные органы: региональные отделения, центральные отраслевые отделения и филиалы отделений, создаваемые региональными и центральными отраслевыми отделениями Фонда.

Региональный Фонд социального страхования Краснодарского края был образован Постановлением Президиума Краснодарского краевого Совета Профсоюзов от 27.12.1991 г. № 22-5 «Об организации регионального Фонда социального страхования». Тогда же утверждено и «Положение о региональном Фонде социального страхования Краснодарского края.

 

1992

Указом Президента Российской Федерации от 07.08.1992 г. № 822 «О Фонде социального страхования Российской Федерации» Фонд был выведен из-под управления профсоюзов и приобрел статус самостоятельного государственного финансово-кредитного учреждения Российской Федерации. Управление Фондом было возложено на Правительство Российской Федерации при участии общероссийских объединений профсоюзов. Председатель и члены Правления стали утверждаться Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

На основании Постановления Президиума Краснодарского краевого Совета Профсоюзов от 26.01.1992 г. № 23-4 «О правлении Краснодарского регионального межотраслевого отделения Фонда социального страхования» проведено собрание представителей отраслевых Фондов социального страхования, которые избрали Правление Краснодарского регионального межотраслевого отделения Фонда социального страхования, Исполнительную дирекцию Правления и директора Исполнительной дирекции.

Началось формирование структуры Краснодарского регионального отделения Фонда -- вместо отделов социального страхования при отраслевых краевых комитетах профсоюзов стали создаваться дирекции регионального отделения.

 

1993

Указом Президента Российской Федерации от 28.09.1993 г. № 1503 «Об управлении государственным социальным страхованием в Российской Федерации» решение кадровых вопросов о руководящем составе органов управления Фондом было полностью передано в ведение Правительства.

 

1994

12 февраля 1994 года постановлением Правительства Российской Федерации № 101 было утверждено Положение о Фонде социального страхования Российской Федерации основной нормативный документ, который и по сей день (с соответствующими времени изменениями и дополнениями) определяет организационную структуру Фонда и основные направления его деятельности.

В связи с переходом на новую структуру исполнительных органов Фонда Исполнительная дирекция Правления Фонда социального страхования была преобразована в Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, а дирекции отраслевых отделений -- в филиалы регионального отделения.

 

1995 – 1996

Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 05.01.1995 г. № 1 утверждено Положение об отделении Фонда социального страхования Российской Федерации, в котором определены основные функции отделения Фонда.

На законодательном уровне был решен ряд вопросов, относящихся к деятельности Фонда. Это нашло отражение в главе XVI Кодекса законов о труде, федеральных законах от 19.05.1995 г.№ 81 ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».

 

1997

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.1997 г. №1471 «О некоторых мерах по упорядочению выплат за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации» предусматривался перевод управления государственным социальным страхованием на территориальный принцип.

В регионах вместо отраслевых филиалов Фонда стали создаваться территориальные филиалы региональных отделений Фонда.

 

1998

Принятие Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» стало значительным событием в истории Фонда. Новый вид социального страхования позволил обеспечить социальную защищенность людей, пострадавших на производстве. До этого Закона оплата пособий находилась в компетенции предприятий. При этом пострадавшие оказывались беззащитными в случае банкротства или ликвидации предприятия.

В июле был принят Бюджетный кодекс Российской Федерации, который на законодательном уровне закрепил автономность внебюджетных фондов, в том числе и Фонда социального страхования Российской Федерации.

 

1999

Федеральным законом от 16.07.1999 № 165-ФЗ (в ред. от 14.07.2008 №117-ФЗ) «Об основах обязательного социального страхования» были определены основы и принципы обязательного социального страхования в условиях рыночных отношений, приведены в соответствие с нормами международного права отношения в системе обязательного социального страхования.

 

2000

Принятие Федерального закона от 02.01.2000 № 10-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2000 год» позволило начать выплаты пострадавшим на производстве.

 

2001

С 1 января 2001 года изменился контроль за доходно - расходной частью бюджета Фонда. До этого тариф социального страхования составлял 5,4% от фонда заработной платы предприятия. С 1 января 2001 года был введен единый социальный налог, и размер отчислений в Фонд социального страхования составил 4,0%. С 1 января 2005 года ЕСН в Фонд был снижен до 3,2%, а с 1 января 2006 года – до 2.9%. Функция контроля за доходной частью бюджета Фонда была возложена на налоговые органы, а за расходной частью на предприятиях – на контрольно-ревизионные службы регионального отделения Фонда.

В соответствии с приказом Фонда социального страхования Российской Федерации от 29.09.1999 года № 42 «О мерах по переходу на территориальный принцип управления средствами государственного социального страхования» с 1 марта 2001 года в крае создано 22 территориальных филиала и один филиал по осуществлению страховых выплат пострадавшим от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

 

2002 – 2003

С 13 июня 2002 года Краснодарское региональное отделение зарегистрировано в регистрационной палате Краснодара как Государственное учреждение – Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации. Отделение действует на основании положения, утвержденного приказом Фонда социального страхования Российской Федерации от 22 мая 2002 года. Региональное отделение Фонда выполняет возложенные на него функции через создаваемые им филиалы.

В связи со снижением поступающих доходов из бюджета Фонда были исключены расходы, носящие не страховой характер: финансирование санаториев-профилакториев предприятий, подготовка детских оздоровительных лагерей к открытию, оплата путевок на отдых работающим гражданам. Прекращено финансирование санаторно-курортного лечения и оздоровления студентов и неработающих участников Великой Отечественной войны. Введены ограничения максимального размера пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам.

С 2003 года из бюджета Фонда исключены расходы на санаторно-курортное лечение граждан и оплату новогодних подарков для детей, а с 2005 года -- финансирование ДЮСШ.

 

2004 – 2005

С 1 января 2005 года по поручению Правительства РФ на Фонд возложено выполнение государственных социальных обязательств по обеспечению граждан – получателей социальных услуг путевками на санаторно-курортное лечение, а также их бесплатного проезда к месту лечения и обратно за счет средств федерального бюджета в рамках реализации Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122.

В этом же году в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12. 2004 года № 771 "Об утверждении Правил обеспечения в 2005 году инвалидов техническими средствами реабилитации, отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета" Фонд начал обеспечивать инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета.

 

2006

С 1 января 2006 года на Фонд возложены новые функции: финансирование дополнительных медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, дополнительной диспансеризации работающих граждан и первичной медико-санитарной помощи, а также за счет федерального бюджета – финансирование медицинских учреждений по родовым сертификатам (в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье»).

 

2007

С 1 января 2007 года вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию», который изменил порядок исчисления, назначения и выплаты пособий в соответствии со страховыми принципами. Размер пособий стал зависеть не от непрерывного трудового стажа, а от общего страхового стажа; пособия стали выплачиваться как по основному месту работы, так и по работе на условиях внешнего совместительства.

 

2008 – 2009

Дальнейшее совершенствование обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности, в связи с материнством, от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

 

2010

Вступил в силу закон от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ о страховых взносах в государственные внебюджетные фонды, в соответствии с которым восстановлены страховые тарифы, администрирование взносов в Фонд социального страхования передано самому Фонду.

Начало действовать новое законодательство о страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, которым установлена предельная величина базы для начисления страховых взносов на каждое физическое лицо и снято ограничение на размер основных пособий – они стали исчисляться исходя из страхуемого заработка.

С 1 января 2010 года из функций Фонда исключено финансирование оздоровления детей работающих граждан, которое было передано исполнительным органам субъектов Федерации, а также финансирование долечивания работающих граждан в санаторно-курортных учреждениях и углубленных медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и опасными производственными факторами.

 

2011

Продолжение модернизации системы социального страхования, целью которой является усиление социальной защищенности работающих граждан в случаях временной или стойкой утраты трудоспособности и в связи с материнством на основе последовательной реализации страховых принципов.

С 1 января 2011 года согласно изменениям, внесенным в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" от 08.12.2010 г. № 343-ФЗ, изменились условия исчисления размеров пособий и выплат по больничным листам.

С 1 июля 2011 года введен новый формализованный бланк листка временной нетрудоспособности с более высокой степенью защиты от подделок и с возможностью электронной обработки.

Начата подготовка к переходу в 2014 году от зачетного механизма к прямым выплатам территориальными органами Фонда страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Продолжается работа по переходу на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде.